Головна » 2014 » Лютий » 8 » Кожуховский след
16:50
Кожуховский след

Кожуховский след

Сколько раз я смотрел на водную гладь Айдара и не подозревал, что маленькая находка таит в себе большие исследования. Однажды, отдыхая на реке, я увидел в глубине силуэт большого предмета, напоминавшего торпеду. При погружении в воду торпеда оказалась всего лишь бревном с заостренным концом. Оно было явно принесено течением, так как одиноко лежало на дне. Это бревно выполняло когда-то роль сваи и ставило вопрос, что же оно могло удерживать? Свая могла служить опорой для старого моста между нашим городом и Красным городком. Но, скорее всего, имеет более удивительную и значимую историю, связанную со старобельским меценатом и купцом Николаем Алексеевичем Кожуховым.    

Купец Кожухов занимался переработкой зерна в муку. Этот бизнес он поставил на промышленную основу, требовавшую крупных мельниц. В 1869 году на его деревянной паровой мельнице трудилось 75 рабочих, и мельница перерабатывала до 10 тонн в сутки. Решив увеличить объемы производства муки, Кожухов в 1895 году получает разрешение на строительство водяной мельницы в пределах города. Городские власти поставили условие, чтобы купец соорудил плотину, которая обеспечивала бы переход между со Старобельска  в  Красный городок. Строительство велось с размахом. Кожуховские строительные действия полностью изменили облик реки и ее русло. Два года рота арестантов рыла канал, выпрямляя дугу Айдара. Левый берег основного русла был укреплен дубовыми сваями. Правый рукав реки был перекрыт, чем создал так называемые «кожуховские острова». Делалось это не только для усиления водного напора на мельницу, но и для борьбы с наводнениями. Сейчас любознательный человек может увидеть следы кожуховских действий, прогулявшись вдоль понтонного моста в районе ул. Харьковской.

Продукция кожуховских мельниц пользовалась спросом на международных рынках. Содействовала успеху использование передовых технологий тех времен: вместо каменных жерновов Кожухов использовал вальцевые станки. Предприимчивый купец изучал возможности нового оборудования. Благодаря Кожухову в городе появляется первый двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель позже дал первую электроэнергию для старобельчан по плану ГОЭРЛО. Производственные цеха Кожухова занимали целый квартал в начале ул. Коммерческой (современная ул. Коммунаров). Кожухову мы обязаны появлением первого в Старобельске автомобиля: по городу он разъезжал на «Форде».

Кожухов по праву считается одним из значительных меценатов Старобельщины рубежа 19-20 вв. При его содействии в 1908 году было построено пожарное депо, в котором размещалось три пары лошадей с пожарными насосами, помещение для команды и наблюдательная каланча. Старобельское депо стало первым, возникшим в Донбассе. Здание его сохранилось: сейчас это – кинотеатр «XXI век». Кожухов на свои сбережения содержал лучшую в уезде четырехклассную школу для девочек. В школе была библиотека, столовая, учительская и, конечно же, классные комнаты. Сейчас в здании бывшей школы размещается городская поликлиника. Также Кожухов построил первую в городе столовую для рабочих: в ней получали бесплатное разовое питание работники предпринимателя.

Добрые дела купца характеризует такой факт: после смерти Кожухов был сначала доставлен из Харькова в Сватово, и, чтобы доставить гроб с телом покойного в Старобельск, благодарные работники несли его всю дорогу на руках.

Мельницы Кожухова были разрушены. Сохранившиеся производственные помещения пустуют. Пожарная каланча уже не работает. Однако видно измененное русло Айдара, угадываются кожуховские острова.

Память человеческая сохраняет образ Кожухова: заслуги купца были столь велики, что и по прошествии ста лет остаются ориентиром для людей, которые ставят себя в ряд купечества и меценатства.

 

 

Категорія: Старобільщина | Переглядів: 726 | Додав: Free-wind | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]